Когнитивно-поведенческий подход в психологической коррекции тревожности в формате онлайн консультирования
Статья написана в рамках научно-исследовательской работы по теме тревожности
В 1960-х годах 20-го века Аарон Бек создал форму психотерапии, изначально названную когнитивной терапией. Сегодня большинство специалистов считают когнитивную терапию синонимом когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Бек разработал структурированную, краткосрочную психотерапию для депрессивных расстройств, направленную на решение текущих проблем и изменение дисфункционального мышления и поведения. Этот подход был успешно адаптирован для работы с широким спектром расстройств и проблем. Хотя фокус, техники и продолжительность лечения могут варьироваться, теоретические основы остаются неизменными. Во всех формах когнитивно-поведенческой терапии, произошедших от модели Бека, используются когнитивные формулировки, убеждения и поведенческие стратегии, специфичные для определенных расстройств.

Согласно Джудит Бек, в центре подхода лежит процесс концептуализации - понимание ситуации каждого отдельного клиента (с его собственными убеждениями и поведенческими схемами). Психолог стремится найти различные подходы к достижению когнитивных изменений, таких как модификация мышления и поведения клиента, с целью стимулирования долгосрочных эмоциональных и поведенческих преобразований.

В рамках когнитивной модели предполагается, что всякий вид психических расстройств сопровождается дисфункциональным мышлением, которое оказывает влияние на настроение и поведение пациента. Когда люди научаются более реалистично и адаптивно оценивать свои мыслительные образы, улучшается их эмоциональное состояние и поведенческие реакции.
В течение последних четырех десятилетий были накоплены убедительные эмпирические доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии в снижении и лечении расстройств, таких как тревога и депрессия (Ost, 2008). Метаанализ исследований подтверждает общую эффективность КПТ (Butler и др., 2006), особенно в отношении преодоления тревожных состояний (Olatunji и др., 2010).

Анализ 269 исследований КПТ свидетельствует о ее эффективности для широкого круга проблем, включая наркоманию, депрессию и тревогу. Полученные результаты указывают на то, что КПТ является надежным и эффективным методом для снижения тревоги (Hofmann и др., 2012).

Существуют также конкретные исследования, которые демонстрируют возможность использования КПТ для сокращения тревожных мыслей, панических состояний социальной тревоги (Rayburn и др., 2003), и для смягчения активности нейронных сетей, связанных с возникающей тревогой и страхом (Kircher и др., 2013).

Как утверждает А.И. Мелёхин, методы психологической коррекции КПТ хорошо подходят для многих аспектов осуществления дистанционной или онлайн психологической помощи. Это разговорные, практико-ориентированные методы, поэтому они могут быть относительно легко интегрированы с помощью онлайн-видеозвонков.
Май 2023
Изначально возникают значительные вызовы в осуществлении полностью дистанционного консультирования без личного взаимодействия с психологом, поскольку такой подход может сопровождаться трудностями в установлении терапевтического альянса. Однако, при проведении онлайн-консультирования с использованием видеосвязи, невербальные коммуникативные аспекты психокоррекционных взаимодействий, включая выражение лица, глаза, голос, позу, жесты тела и физическую внешность, остаются важными факторами, которые учитываются (Alavi, и др., 2019; Wahlund и др., 2020).

Исследования дистанционной формы психологической коррекции депрессии и генерализованного тревожного расстройства показали высокий уровень терапевтического альянса, при условии применения видеосвязи (Hadjistavropoulos и др., 2017). Отметим, что согласно исследованиям КПП тревожного спектра расстройств, проводимых с помощью телемедицины, последние были признаны эффективными для клиентов. Они показали результаты, сходные с результатами очной формы психологической коррекции.


Согласно А.И. Мелёхину, проведение психологической коррекции методами КПТ возможно с помощью различных платформ видеозвонков (Skype, WhatsApp, Google Meet, FaceTime, Zoom). Выбор платформы зависит от различных факторов, включая опыт, доступность, предпочтения клиента и специалиста. Платформы Skype и Zoom имеют функцию общего доступа к экрану, опцию «белая доска», где можно более эффективно проводить психодиагностику клиента или разъяснять какие-то теоретические аспекты консультирования. Рекомендовано проводить онлайн-сессии примерно с той же продолжительностью, что и очные (45–60 минут).

Рекомендации по эффективности и формированию терапевтического альянса указывают на относительную недостаточность аудиовызовов в сравнении с другими формами телекоммуникаций, так как они не обеспечивают возможность визуального обмена материалами и наблюдения за важными невербальными аспектами коммуникации во время сеанса. Однако, стоит отметить, что в определенных случаях аудиовызов может быть единственной доступной альтернативой и, вероятно, лучшим вариантом по сравнению с полным отсутствием контакта. Упрощение проведения аудиовызова может быть достигнуто, если пациент и специалист уже имели личные встречи, однако, следует отметить, что это не всегда возможно. В рамках дистанционного формата имеется возможность отправлять документы (например, диагностические шкалы или выполненные домашние задания) по электронной почте (Wahlund и др., 2020).

Исходя из рассмотренных аспектов, можно предположить, что методы психологической коррекции, применяемые в рамках когнитивно-поведенческой терапии, будут обладать значительной эффективностью при работе с тревожностью в контексте онлайн консультирования.

Рисунок 1
Различные формы проведения когнитивно-поведенческой психотерапии (Мелёхин, 2020)

Читайте также